Пресловутый переходный возраст

В наш центр обращается много людей со своими детьми которым 10-12-14-16 лет и у этих детей есть проблемы с учебой, проблемы с поведением , проблемы с состоянием здоровья. Но в первую очередь, так как мы врачи — семейные психологи , хотелось бы поговорить о проблемах со здоровьем. Неврозы у детей бывают трех видов: стики, заикания и энурез. Нередко в переходный период это все обостряется и накаляется. C чем это может быть связано? Каждый ребенок, который приходит сегодня в этот мир по-своему уникален и равного ему нет на свете.  С моей точки зрения важно, чтобы родители понимали это. Безусловно, каждый родитель тоже уникален по-своему.  К нашим детям нужно относится как к уникальным созданиям природы и не пытаться их ломать, перекраивать и как-то жестко с ними обращаться. Подчиняя детей своей воле мы ломаем их индивидуальность и уверенность в себе , их внутреннее человеческое достоинство . Если мы готовы принимать их такими, какие они есть, то мы можем помочь им открыть их индивидуальность, найти свой уникальный жизненный путь, научить их правильно ориентироваться в жизненных ситуациях. Но сделать это можно только базово принимая своего ребенка таким, каким он есть. Поэтому, для того, чтобы избежать проблем переходного периода необходимо во-первых принять своего ребенка таким, какой он есть. Во-вторых важно уметь видеть в нем то хорошее, что в нем есть.  В каждом человеке, а особенно в ребенке это кладезь положительных свойств будь то его улыбка или любовь к цветам.  Надо настраиваться не на то, что у ребенка плохо, что он что-то сделал не так, а видеть то, что в нем есть хорошего , тем самым мы даем ему заряд положительной энергии и позволяем тем самым развивать в нем все самое прекрасное и наполнять позитивом его душу.  Человек, который имеет уверенность в себе , но при этом умеет уважать других людей и их уникальность и индивидуальность это человек с большим будущим.

В наш центр часто обращаются подростки, которые не умеют контактировать с окружающими.  Это могут быть юноши и девушки, которые говорят, что они не знают как взаимодействовать со сверстниками и боятся каких-то насмешек, боятся быть непонятыми или не признанными . Поэтому важно научить детей тому, что общаясь с миром других людей мы не всегда можем рассчитывать на благоприятное восприятие : кто-то может нас критиковать,  кому-то мы можем не нравиться, и это тоже нормально. Мы строим отношения не для того, чтобы всем нравиться или всех устраивать , мы такие какие есть и иногда от нас хотят того, чего мы не можем дать и это тоже нормально.  Поэтому возвращаясь к проблеме переходного возраста..почему это становится проблемой.. потому что именно в этом возрасте человек приобретает все эти навыки общения со сверстниками , навыки общения с учителями, со своими преподавателями , со своими тренерами и часто вина взрослых в слишком большом давлении или диктаторстве, которые ломают этот контакт . Ребенку нужны положительные примеры и поддержка, атмосфера принятия и любви, чтобы он формировался в свободную и уверенную в себе личность и мог развивать свои таланты.  Таким образом, третье что важно для ребенка это любовь.  От того, насколько мы как родители умеем любить своих детей и зависит благополучие ребенка.

Как быть если дети ведут себя неадекватно? Если вы с ними в дружеских отношениях, если вы их уважаете и они вас соответственно тоже, то в таком случае можно обращать внимание и на те моменты которые вам не нравятся , говоря без оценок и обвинений.  Например, придя домой, вы видите, что посуда не помыта, а вся одежда разбросана, а ваш ребенок сидит и играет на компьютере.  Если вы сразу накинетесь на ребенка с упреками, то вряд ли добьетесь хороших результатов.  В тоже время вы можете улыбнуться и сказать , как я соскучилась и рада тебя видеть , и посмотрев вокруг сказать, что вы любите когда дома все убрано и чисто. В таких случаях ребенок часто начинает убирать , чтобы не огорчать родителей.

Часто родители пытаются навязать ребенку то, что они хотят для себя и то, чего они в свое время не сделали. Например, нереализованное умение мамы играть на пианино и ярое желание реализовать это в ребенке. В таких случаях важно прислушиваться к ребенку, чего он хочет , важно дать ему попробовать себя в разных занятиях : танцы, пение , акробатика и прочее.  Важно понимать, что те таланты, которые не раскрылись в маме, могут быть абсолютно не присущи вашему ребенку . Поэтому надо помогать раскрывать в ребенке именно те таланты, которые ему даны и помнить что он не вы, но он тоже уникален.

Очень часто дерзкое поведение ребенка или матерные слова или драки связаны с состоянием внутренней тревоги и депрессии ребенка. Это иначе называется дивиантное поведение. Иногда такое поведение, например нежелание учиться или даже мелкое воровство, является признаком начинающегося невроза иди депрессии или другого психического расстройства.  В таких случаях важно не ругать, порицать и наказывать, а разобраться в причине и возможно обратиться к специалисту. Если у родителей тревога и беспокойство, то вряд ли поведение ребенка будет адекватным.

Если вы зашли в тупик в общении с вашим подростком , и не важно сын это или дочка, то вы можете обратиться к нам в центр и в рамках системно-семейной психотерапии получить ответ. Во-первых понять, что чувствует ваш ребенок, при  общении  с вами, то ли он боится вас, то ли он уважает вас,   то есть вы можете получить информацию о его внутреннем душевном состоянии, также информацию о том, как правильно взаимодействовать с вашим ребенком, как с личностью, для того, чтобы этот контакт существовал как уважение с его стороны к вам  и поддержка с вашей стороны ребенку.  Все другие вопросы, связанные с неврозами , с хроническими заболеваниями,  например постоянные головные боли или боли в желудке, проблемы с осанкой можно решать при помощи микроволновой резонансной терапией.

 

Бывают случаи, кода родители приводят к нам в центр своих детей на лечение и проводя с этими подростками психотерапию приходили к выводу о том, что все проблемы с самочувствием и состоянием иммунитета связаны с тем, что родители очень властные или очень резкие, например мама придя домой с работы постоянно орет на ребенка, нарушая его энергетику и биополе. Таким образом, проблема стоит во взаимоотношении родителей и детей, хотя порой проблемы в подростковом возрасте связаны с проблемами между папой и мамой.  Когда родители находятся в постоянном конфликте и постоянно недовольны друг другом, выясняют громко взаимоотношения между собой, вовлекают в эти взаимоотношения детей, перетягивая их на ту или иную сторону,  то дети очень травмируются.  Так как дети являются продолжением своих родителей, то конфликты и скандалы между родителями разрушают человека (подростка) больше всего на свете.  Если вы не можете понять, что происходит с вашим ребенком, то в рамках семейной психотерапии можно разобраться и посмотреть,  как складываются ваши отношения в семье  и чем можно помочь вам, чтобы эти отношения гармонизировать.  Нередко тяжелое поведение ребенка позволяет родителям обратить внимание на себя, на то, что сам родитель может быть не здоров или несчастлив  и ребенок таким дивиантным поведением вынуждает родителя заняться собственным здоровьем , собственной психикой и налаживанием своей счастливой жизни.

 

Когда мы в рамках переходного возраста говорим о родителях, то это не значит, что мы переводим стрелку, и говорим, что если у детей есть проблемы, то виноваты родители.  Любые родители в определённый момент жизни стремятся сделать для ребенка то, что они могут и знают, и нельзя кого-либо обвинять или самим родителям винить себя . Но понять , что их участие в процессе семейного строительства очень велико и определяющее.  И разбираясь, что происходит с ребенком, можно много узнать о себе и иногда даже по-другому посмотреть на свое состояние

 

Был случай, когда в наш центр обращались с девочками-подростками , они были очень больны и у них было много проблем со здоровьем.  И в обоих случаях исследуя состояние мам , мы обнаружили у мам скрытую депрессию, которая мешала жить и работать , мешала любить и  быть счастливой. Получалась ситуация, когда ребенок чахнет,  а помощь нужна не только ребенку, но и маме.  То есть леча  маму, выздоравливает и ребенок вместе с ней, который связан с мамой нераздельными связями.

 

Важно, чтобы в подростковом возрасте был установлен хороший контакт между родителями и  детьми. Однако во всем должна быть мера. Порой родители пытаются быть подружками для своих детей, однако для ребенка важнее, чтобы они в первую очередь дружили со своими сверстниками , с теми, кто чуть старше или чуть моложе.  Если дети становятся друзьями с родителями, то они , как правило, не заводят себе других друзей, они не учатся взаимодействовать со своими сверстниками, потому что  с родителями всегда проще. Однако такая дружба ограничивает как родителей, так и детей и при этом лишает их важных жизненных навыков.

Прокрутить наверх